Сейчас в "моде
все". Актуально и буйство
красок, и сдержанные тона, и причудливость, и нарочитая простота форм, и
классика, и авангард.
В данном обзоре мы рассмотрим основные
стилевые направления в интервале ХYI-ХХ века, их характеристики и особенности.
Романский стиль (IХ-ХII вв.)
Мебель в точности отвечала менталитету и
уровню жизни средневековья, удовлетворяя лишь элементарные потребности.
Самая распространенная мебель - сундук.
Стулья без обивки, покрыты толстым слоем
краски. Прямые спинки, ножки - точеные. Позднее добавилась резьба по дереву
(стилизованные листья, мистические животные, геометрические орнаменты.)
Столы очень просты. Чаще всего это съемная
доска на двух козлах. Накладки из кованого железа.
Готический стиль (ХII-ХY в.в.)
В предметах обихода господствует копирование в
дереве церковной архитектуры. Каркасы украшаются архитектурными членениями:
стрелами, башенками, поперечными ребристыми элементами, а также изображениями
фигур. Возникают прототипы всех основных видов мебели. Забытая со времен
античности рамочно-филенчатая вязка вновь активно используются, чему
способствует появление в 1322 году лесопильни. Сами филенки становятся
излюбленным элементом декора (ажурный и лиственный орнаменты, ленточные
плетения).
Стулья все такие же прямые и неудобные.
Столы приобретают более разнообразные формы.
Самым характерным является стол с торцевыми стенками, сильно выступающей
столешницей, с глубоким выдвижным ящиком.
Появляются письменные столы с поднимаемой
столешницей.
Ренессанс или Возрождение
(ХIY-ХYI вв.)
Берет
начало в Италии. Отталкивается от античных образцов. Экспрессивным вертикалям
готики противопоставляются спокойные горизонтальные членения, гармония и
соразмерность.
Мебель Ренессанса решается как архитектурное
сооружение с колонками, карнизами и фронтонами. Тяготевшая к стенам мебель
начинает постепенно сменяться на более легкую и подвижную. Орнамент также
отталкивается от античных образцов, но становится более утонченным. Цвет мебели
- натуральный цвет древесины.
Более разнообразна мебель для сидения: стул
"Строцци" на 3-х ножках, складной стул на мотивы древнеримского
курульного кресла, возрождается мягкая мебель.
Столы в основном двух типов: прямоугольный с
толстой столешницей и двумя-четырьмя опорами и одноопорный со столешницами
круглой, шести- или восьми - угольной формы.
Барокко («причудливый»)
Конец
ХYI-первая половина ХYIII в. Родился в Италии, но развитие получил во Франции
при дворе Людовика XIV. Основные элементы восходят к античности. Главное же,
что отличает барокко, - это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм
кривых линий. Плавные геометрические линии овалы, спирали и другие более
сложные и запутанные очертания. Для формирования выпуклых поверхностей
возникает техника деревянного мозаичного набора, когда кусочки фанеры
склеивали, шлифовали и покрывали лаком. В результате появляются очень
пластичные поверхности предметов: Крученые колонны, богато профилированные
карнизы и рамки.
В стульях появляется гнутая ножка, но пронога
сохраняется. В декор вводится позолота и инкрустация. Все чаще обивается
декоративными тканями и украшается бахромой.
Впервые появляются гарнитуры, входит в
употребление комод.
Рококо (1-я половина ХYIII в.)
В переводе - « раковина». Ключевое слово
«изящный». Блестящее завершение стиля барокко. Стиль салонов и будуаров.
Для форм мебели рококо характерен полный отказ
от автономности отдельных элементов конструкций (архитектоничности), симметрии,
и прямых линий. Мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной
массы. Резьбы по дереву становится меньше, её заменяют бронзовые накладки
цветной лак. В колорите преобладают нежные пастельные тона - белое с голубым,
зелёным или розовым и непременное золото.
В мебели для сидения рождаются новые формы:
Канапе, шезлонг, глубокое кресло "бертер".
У стульев исчезают проноги.
Появляются секретер и туалетный столик.
Классицизм (середина
ХYIII - ХIХ вв.)
Пресыщенность
причудливыми формами рококо вызвала к жизни призывы к искусству более трезвому
и рациональному. Воскресла мода на всё античное.
Так возник классицизм с его идеями о строгих
ясных логичных формах. Капризные формы рококо постепенно
"успокаиваются" линии выпрямляются, начинает господствовать ясность и
гармоничность пропорций, равновесие частей. Декор сводится к самому
необходимому. Мебельные ножки выпрямляются, подчеркивается их функция
опорно-несущих конструкций. Они уподобляются суживающимся к низу колоннам.
В мебели классицизма уже нет слитности деталей
в одну массу, подчеркивается конструктивный принцип.
Мягкая мебель обивается тканями с цветочным
орнаментом. В декоре преобладают античные мотивы. Нередко употребляются цветные
лаки (белый, зелёный) в сочетании с лёгкой позолотой отдельных деталей.
Ампир (вторая
половина ХYIII - начало XIX вв.)
Классицизм времен Наполеона получил название
«ампир» (от фр. Империя).
Римская империя стала непросто идеалом
красоты, но и программой к действию. Если до этого античные мотивы органично
использовались, то теперь им прямо подражают.
Мебель ампира была далеко не такой удобной как
до этого: комфортом сознательно жертвуют ради величественности форм. Массивная
с гладкими полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми
рельефами, деталями в виде карнизов, колонн, львиных лап, она была схожа с
архитектурными сооружениями.
Столы-бюро, стулья и кресла, подобно зданиям,
опирались на колонны и золоченые статуи, заменявшие ножки.
В декоре отразился воинственный дух эпохи:
Всевозможное оружие, факелы, лавровые венки, часто повторяющаяся буква "М".
После похода в Египет становятся популярны египетские мотивы ( пирамиды,
иероглифы, сфинксы).
Символом стиля ампир стало так называемое
красное дерево - красивая экзотическая древесина, которой покрывали все
предметы мебели - люкс (высшего класса).
Бидермейер
(первая половина XIX вв.)
Стиль буржуазии, победившей во французской
революции- прямой преемник ампира. При этом холодный аристократизм ампира
перерабатывается в духе интимности домашнего уюта.
Парадная мебель по - прежнему отделывается
красным деревом, но в то же время широко используются ясень, вишня, берёза,
груша, клён. Для обивки сидений вместо шёлка (ампир) применяли более простые
ткани - ситец с цветочным рисунком, или однотонный в полоску репс.
Повышается спрос на письменные столы.
Появляются читальные, курительные, рабочие,
цветочные и игральные столы.
Ведущими центрами мебельного искусства стали
Лондон, Вена и Берлин. Около 1830 г. Немецкий мастер Михель Тонет открыл новый
метод производства мебели: Он научился формовать многослойную фанеру и гнуть
длинные деревянные брусья в водяном пару или кипятке.
Модерн («ар нуво») (конец ХIХ - начало ХХ вв.)
На
смену эклектическому реставраторству ХIХ приходит культ машины техники,
современных материалов. Источниками, питавшими причудливый мир форм модерна,
были, с одной стороны растительные стилизованные природные орнаменты, а с
другой стороны неповторимая по тонкости графика Японии.
Основная концепция - архитектура, интерьер,
мебель составляют единый ансамбль, осуществляемый по проектам одного
архитектора. Орнамент модерна выступает в органическом единстве с формами.
Модерн создал сложную систему линейного
орнамента, в основу которого были положены мотивы сильно стилизованных цветов.
Стиль модерн просуществовал недолго, положив
конец засилию эклектики и расчистил путь для современной архитектуры и бытовой
вещи.
В мебели модерна параллельно развивались две
линии: декоративная: капризные формы и контуры природы конструктивная:
прямолинейность, ясное построение (функционализм).
Функционализм
(н. ХХ вв.)
Функционализм
был заложен в 20-ЗОг. немецкой школой дизайна Баухаус. Полное отрицание
излишней декоративности. Философия стиля -"форма определяется
функцией". Весь интерьер строится по принципу функциональности.
Мебель может иметь прямоугольные лаконичные
формы или смягченные пропорции, когда кресло в точности повторяет линии спины и
рук сидящего.
Мебель отличают ясные и законченные формы,
пластическая гибкость гнуто-выгнутых деталей, нарочито грубоватая текстура
обивки. Авангард, кубизм- разновидность функционализма.
Авангард 20-х годов: мебель изысканно простых
новых форм, выполнена из очень высокотехнологичных материалов. Мебель
общедоступная.
Авангард конца XX в.: дорогой претенциозный
стиль. Авторский дизайн.
Поп - арт (50-60-е годы).
Ясный
и лаконичный характер новой послевоенной архитектуры требовал новой эстетики.
Возникают скульптурные обтекаемые формы из
пластика ярких расцветок, возникает мебель на одной опоре.
Родилась новая эстетика-эстетика поп-арта.
Модели мебели подобны скульптурам.
Присутствие ярких предметов, неожиданных форм
может оживить любой интерьер.
Эта мебель очень технологична и поэтому
общедоступна.
Минимализм (XX в.)
"Мужской"
стиль, прямолинейность, простота, отсутствие узоров, рисунков, аксессуаров.
Минимализм н. ХХI в.- это продолжение
функционализма начала XX в. Цвета черные, белые, серые, беж. В
минималистическом интерьере есть что-то от кельтской культуры и японской
скромности интерьеров, основанной на философии востока.
Это поиск абсолютной формы, стремление к
совершенству, лаконичность и сдержанность.
Хай-тек (к. XX в.)
Хай
-тек можно отнести к ультрасовременным стилям. Стиль высоких технологий.
Пропагандирует эстетику новейших технологий и материала.
Материалы- стекло, металл, пластик,
натуральное дерево. Формы и пропорции мебели тщательно продуманы. Полное
отсутствие декора компенсируется "работой" материала: свет на стекле,
хроме, политуре дерева и т.п.
Интерьер в стиле хай - тека напоминает
космический корабль.
Техно - стиль- разновидность хай -тек .
Это - применение перфорации, штамповки.
Впечатление деталей машин, станков.
Кантри (деревенский стиль)
Кантри
- это сельская мебель, простая керамика, стилизованный деревенский текстиль.
Этот стиль воплощает предметный мир загородного дома прошлого век.
Стиль кантри каждой страны имеет свой колорит
и этнические черты.
Скандинавский- дерево некрашеное или белое,
трафаретные рисунки, ткань в клетку или полоску. Цвета чистые- яркие и
пастельные.
Американский - индейские мотивы на обивки,
кожаная обивка. Цвета терракоты, песка, синий, зеленый.
Английский - мебель из старой сосны, часто
окрашенные в полоску, старая полированная мебель. Стиль элегантности с оттенком
деревенского простодушия.
Французский - ткани с мелким рисунком ярких
цветов. Мебель простая, грубоватая. Типичный стул имеет грубые ножки и
тростниковое сидение с привязанными мягкими подушками.
Русский стиль с самоварами и расшитыми
рушниками. Во всех этих стилях - ностальгия по деревенскому дому.
Контемпорари
(утилитарный, современный)
Контемпорари - в переводе с английского -
современный.
Мебель массового производства.
Девиз контемпорари - удобство, простота,
функциональность, доступность. Стенки, встроенные шкафы, удобная простая мебель
- составляющие этого стиля.
Контемпорари - наиболее демократичный стиль,
соответствующий нашей жизни. Легко трансформирующаяся, раскладная, модульная
мебель вписывается в любую современную квартиру.
Эклектика
Эклектика- соединение 2 - 3 стилей,
объединенных общим материалом, одной фактурой.
Х1Х в. - повторение и смешение различных
исторических стилей (рококо, ренессанс и др.). Все это привело к эклектике -
механическому соединению разнородных стилей, часто противоположных принципов,
взглядов, теорий, художественных элементов даже в пределах одного и того же
изделия.
Сегодня
эклектизм привлекает людей своей нестандартностью, но в тоже время
органичностью соединений.
Современные дизайнеры считают, что
зародившееся сейчас смешение стилей, в нынешнем тысячелетии приобретет черты
единого гармоничного направления.
Полностью статью можно посмотреть здесь:
http://www.konstantin.ru/consult_stil.shtml
|